Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.
  • У лошадей гораздо более сложный язык телодвижений, чем у человека. Если сравнивать с человеческим языком жестов, то лошадиный имеет некоторое преимущество, поскольку универсален для лошадей в независимости от их породы, типа или страны происхождения.
  • Чувства обоняния и слуха у лошадей в действительности гораздо тоньше, чем у людей.
  • Чувства вкуса и осязания примерно сравнимы с нашими.
  • Зрение и речь уступают человеческим.

И всё же, несмотря на небольшой размер мозга и ограниченную в плане артикуляции речь, навыки коммуникации и чувствительность к окружающей среде развита у лошадей гораздо лучше, чем у людей.

Связано это с принципиальными различиями в способе мышления человека и лошади.

Самое главное – понять, что лошадь от природы – травоядное животное-жертва, предназаначенное в пищу хищнику, а человек для нее – хищник как по манере мыслить и принимать решения, так и по внешнему виду. Это очень важное биологическое различие между человеком и лошадью. Каковы же эти принципиальные различия?

Внешние различия. Мы выглядим для лошади как типичный хищник.

В процессе эволюции люди были собирателями, охотниками, даже (как бы это кого не покоробило) собирателями и поедателями падали. Соответственно человек и пахне тем, что ест– мясом. У лошадей же запах крови и падали вызывает сильнейшее отвращение. Это рудиментарный инстинкт, оставшийся со времен живших на свободе диких лошадей, поскольку для них такой запах означал приближение врагов. глаза расположены на одной стороне лица, а уши постоянно прижаты, что расценивается лошадью как признак агрессии. Кроме этого мы часто концентрируем на лошади свое внимание примерно так же, как лев, выслеживающий жеребенка. Конечно, человек всеяден, и его нельзя отнести к хищникам полностью, поскольку пища растительного происхождения играет большую роль в нашем рационе (хотя если обратиться к предыдущим главам, то там как раз доказывается, что от природы физиологически для человека более естественно питаться растительной пищей). И в тоже время мы определённо больше хищники, чем травоядные. Это накладывает отпечаток на человеческое поведение.

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.

Различия в способе мышления. Обычно хищник мыслит прямолинейно, т.е. при принятии решений о своих действиях руководствуется только своими желаниями и потребностями в каждый конкретный момент. Поэтому природа запрограммировала лошадь и других животных-жертв на то, чтобы обманывать хищника, думать наперед и «в обход», учитывая все факторы ситуации, чтобы не стать добычей. Парелли приводит в пример льва и лошадь, которые хотят пить. Лев просто бесстрашно пойдет к воде. Лошадь же будет шаг за шагом отслеживать взглядом окружающую ситуацию, прислушиваться, принюхиваться прежде, чем станет пить и будет в таком положении уязвима. Осторожно продвигаясь вперед, она должна постоянно убеждаться в отсутствии опасности.

Врождённая программа человека побуждает его подкрадываться, догонять, хватать, возможно, чем-то ударить при виде возможной добычи. Что побуждает сделать инстинкт испуганного человека? Спрятаться, чтобы не нашли, замереть, чтобы не заметили, защищаться, если возможно, вцепиться, чтобы не упасть, убегать и прятаться, если не нашли. Для лошади естественно убегать от опасности или защищаться от нападающего до последнего. В процессе эволюции отбирались самые быстрые, самые чуткие лошади, те, которые всегда настороже. Те, кто убежал вместе с остальными даже при намёке на опасность. И те, кто, убегая, всё же смотрел под ноги и не упал с обрыва или ещё куда-нибудь. И те, кто при невозможности (или нежелании) убежать дрался и остался в живых. Отбор закрепил в лошадях стойкие инстинкты, ведущие к выживанию. Лошадь знает, по каким признакам отличить хищника, и что делать - убегать. Не убежишь - дерись, защищая свою жизнь. Но только не стань чьей-нибудь пищей. Программа распознавания хищника очень сильна - хищником является всё, издающее странные, резкие или тихие шуршащие звуки, всё, что подкрадывается, всё, что бросается, всё, что нападает и хватает, причиняя боль. Всё, что внушает страх, может быть врагом. Ещё один инстинкт - инстинкт сопротивления. Если враг близко, а убежать нельзя - надо сопротивляйся всеми силами, используя все доступные приёмы. Пусть подкравшийся сзади или забежавший спереди получит копытом, прыгнувший на спину будет сброшен и затоптан, зубы - тоже прекрасное оружие, но если удалось избавиться от врага - надо бежать, т.к. рядом может быть другой. Перенося логику различий на отношения человека и лошади, человек с недоуздком и кордой в руках, который никогда не заходит к лошади в леваду с этими вещами, если только не собирается забрать ее для работы. При виде приближающегося человека, инстинкт лошади подсказывает ей убежать, чтобы не быть пойманной.

Как проявляются наши инстинкты в отношениях с лошадьми, если мы бездумно следуем им и просто прямолинейно мыслим, пытаясь добиться от лошади желаемых действий?

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.Для человека всегда казалось важным подчинить себе лошадь, сделать её как бы продолжением своих рук и ног, послушным инструментом. Если не слушается - применить силу настолько, чтобы слушалась и не навязывала свою инициативу. Для лошади все связанные с этим человеческие действия - действия хищника-врага. Они не понимают наказания, причиняющего физическую или психическую боль, потому что не используют его между собой, зато это применяют враги, после чего поедают лошадей.

Многие люди боятся лошадей. А страху почти всегда сопутствует агрессия. Хищник часто боится свою жертву, и лошади это знают. Если страх силён и перевешивает агрессию, значит, враг слаб, его можно победить - применить к нему вторую часть программы "убеги или сражайся". Чем слабее, по мнению лошади, враг, тем уверенней она с ним сражается, а с совсем слабым врагом драться даже интересно. Если враг силён, то от него надо убегать, что часто видно во многих нежелательных для человека действиях лошади. А если враг силён и убежать нельзя, то борьба пойдёт не на шутку. Лошади обладают хорошей реакцией, богатым набором приёмов и соотношением веса не в пользу человека. Кроме того, многие лошади способны однажды применить агрессию и к очень сильному врагу - когда нет другого выбора.

Когда люди нервничают сидя на лошади, их естественной реакцией становится - вцепится в повод и замереть. Лошади нет равных в распознавании скрытых чувств другого существа. Поэтому тот, кто сидя на лошади верхом вцепился в нее и замер, и при этом от него исходит страх и, как следствие, агрессия, воспринимается ею как хищник. Также и настойчивость при езде будет расцениваться лошадью как пробуждение спящего хищника. А ведь и самой лошади может быть страшно! То же самое происходит и при работе в руках. Пытаться успокоить напуганную лошадь рывками, вцепиться в повод и замереть - это инстинктивные движения, которым человека не надо учить, он автоматически воспроизводит их в подходящей для включения программы ситуации, когда сознание ничего другого не предлагает. Кроме этого результатом определённого склада мышления человека становится желание что-то изменить в лошади нежели в себе, если лошадь не выполняет то, что от нее ожидают. Отсюда и пугающее разнообразие всевозможных приспособлений для укрощения, вспомогательных поводьев, железок...А ведь можно просто изменить отношение. Если человек не доказывает лошади, что он не опасен для нее, что он не хищник, то все его действия будут восприниматься лошадью как действия хищника. Лошадь будет сопровождать страх и нервозность.

Мы, люди, едва ли испытываем страх перед тем, что нас окружает. В современном мире мы в очень малой степени полагаемся на собственный слух, чтобы предупредить опасность – всё сводится к такому «опасному» занятию, как переход улицы. Среди людей слух служит нам преимущественно для удовольствия или общения (слушать музыку или разговаривать и т.д.) Определённо, мы не используем движения ушей для подачи сигналов удовольствия/неудовольствия, как это делают лошади. Вместо этого мы пользуемся вербальными средствами и языком жестов. Жестикуляция руками и выражение лица используются, чтобы подчеркнуть наше мнение или это присущая нам манера поведения.

У лошадей, даже одомашненных, которые находятся в безопасности в знакомой обстановке, реакции остаются прежними, это реакции животного-жертвы, хотя вероятность того, что в кустах их выслеживает хищник (включая человека) ничтожно мала! Вот почему в спокойный день лошади куда более расслаблены и умиротворённы во время выпаса, чем в непогоду, когда ветер заглушает и смешивает звуки. В такой обстановке лошади взволнованны, тревожны и беспокойны. Ведь такая погода делает их незащищёнными и уязвимыми для врага, вычислить которого становится непросто.

Слух лошади

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.Уши лошади расположены высоко на голове. Каждое ухо имеет 16 мышц, что позволяет уху поворачиваться почти на 180 градусов независимо от положения головы и в различных направлениях независимо друг от друга. Уши лошади могут уловить гораздо больший диапазон звуковых частот, чем наши уши, и кроме этого, они имеют способность гораздо точнее определять источник и направление звука. Волосы в ушах служат для защиты внутреннего уха от насекомых и инородных тел, таких как семена травы. Для лошади, как животного-жертвы, является необходимым остерегаться любого хищника и быть способной уловить сигналы от остальных членов табуна, если кто-то заметит опасность раньше.

Способность направлять ухо в определённом направлении и воронкообразная форма наружного уха служит для того, чтобы направлять звук и усиливать его, так же как поступает человек, оттопыривая и прикрывая ушную раковину рукой с целью «отсечь» лишние звуки и усилить звук, исходящий из определённого направления. Обычно слух является первым чувством, включающимся чтобы идентифицировать что-либо заинтересовавшее, и лошадь поворачивает голову и тело к источнику звука, уши направлены на него, а глаза ищут видимый объект.

У домашней лошади, работающей в манеже, часто можно увидеть уши, направленные в разные стороны: одно направлено в сторону звуков, происходящих по направлению движения, а другое развёрнуто назад, показывая концентрацию лошади на всаднике. Усложнённые движения в выездке могут требовать от лошади полного сосредоточения внимания на всаднике, особенно при изучении нового движения. НО!

Нужно обладать хорошо натренированным взглядом, чтобы отличать счастливую и послушную лошадь, готовую воспринимать команды всадника, от лошади с прижатыми ушами, демонстрирующую сопротивление всаднику и свидетельствующую о том, что сотрудничество между ними не налажено. Если в процессе тренировки задействована работа по жердям или прыжки, то обычно уши лошади стоят вертикально и направлены вперёд, т.е. внимание лошади полностью сконцентрировано на объекте впереди неё. В то же время одно ухо совершает короткий отрывистый поворот на всадника, чтобы получить от него нужную информацию. Это же относится и к кроссу, где имеет место быстрый аллюр и барьеры. Лошадь должна иметь чёткое представление о том, куда двигаться; временами она коротким движением разворачивает ухо назад, «запрашивая» или «посылая» информацию всаднику.

Зрение лошади

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.Определённо, лошади могут распознавать объекты, людей и животных по одному их виду, но гораздо чаще им необходимо дополнить визуальную картинку информацией полученной при помощи обоняния и слуха, чтобы разобраться, знакомый ли это человек, животное или объект, к которому они подходят. Очень редко они полагаются только на своё зрение, которое недостаточно чёткое и, кроме того, воспринимает не полный спектр цветов, доступный человеку. Вопрос о том, видят ли лошади мир цветным, является спорным уже долгие годы. Одни конники убеждены, что лошади хорошо ориентируются в цветах, другие уверены в том, что лошади не различают цвета . Эксперт в области лошадиного зрения доктор Брайан Тимней (университет Западного Онтарио, США) считает, что лошади подобны людям с частичным нарушением цветовосприятия. Например, люди, не воспринимающие оттенки красного и зеленого, живут в двухцветном желто-синем мире. Такие дихроматы не могут видеть другие два цвета, для них они выглядят серыми или блеклыми сероватыми оттенками желтого и синего. Какие цвета видят лошади? «Для лошадей не составляет проблемы отличить красный или синий цвета от серого. Что касается зеленого и желтого, результаты экспериментов противоречивы», - пишет доктор Тимней. Правда, другие исследователи получили иные результаты. При исследованиях цветового зрения у животных возникают определенные сложности с правильной постановкой эксперимента и трактовкой его результатов - ведь для дальтоника ведра или щиты разныхъ цветов тоже выглядят не одинаково – они обладают разной яркостью. Но всё же не будет преувеличением утверждать, что лошади различают цвета и могут реагировать на них.

Глаза лошади расположены по бокам головы (признак животного-жертвы), что позволяет ей охватывать более широкое поле зрения. В действительности, единственные участки которые лошадь не может увидеть, - это маленькая область непосредственно перед ней, область прямо над лошадью, позади неё и под животом. Поворачивая голову или слегка сгибая шею лошадь может увидеть и эти «слепые пятна». Лошади используют глаза независимо друг от друга и фокусируют взгляд обоими глазами одновременно, только когда смотрят на что-то, находящееся прямо перед ними. И тем не менее, чтобы лошадь могла точно определить расстояние до предмета, он должен быть расположен прямо перед ней, тогда лошадь сможет сфокусировать на нём свой взгляд двумя глазами.

Зрение лошадей функционирует своеобразно. Люди и большинство животных имеют вогнутую сетчатку глаза и фокусируют взгляд посредством изменения формы или положения линз по отношению к роговой оболочке глаза. Это контролирует угол, под которым свет попадает на сетчатку. Раньше считалось, что способ, которым лошадь фокусирует свой взгляд, поднимая, опуская и поворачивая голову, объясняется тем, что роговая оболочка глаза расположена под уклоном, и это приводит к тому, что расстояние от центра хрусталика до роговицы изменяется в зависимости от угла падения света на неё. Сейчас исследователи придерживаются мнения, что, хотя лошадь имеет широкое поле зрения, всё же есть сравнительно узкая область, в которой зрение становится острым, что служит причиной движений головы, так как лошадь стремится поместить объект именно в это поле чёткого видения.

Осязание

Способность лошадей давать и получать информацию через прикосновения хорошо развита. Касание мордой играет важную роль в повседневной жизни лошади. Соприкосновения между животными (и людьми) позволяют обмениваться сообщениями и вкусом/запахом, которые идентифицируют и подтверждают чувство знакомства и безопасности. Также животные лижут-пощипывают друг друга, выражая свою привязанность и расположение. Прикосновение ещё имеет значение при получении сведений об окружающей среде. Новые объекты и даже еда опознаются по информации, передающейся в мозг через нервные окончания, расположенные в основании каждого волоска и на поверхности кожи, которая обладает высокочувствительной способностью.

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.

Удивительно наблюдать за лошадью, на которую села муха или опустился листик дерева. Даже если объект находится вне досягаемости хвоста и поэтому смахнуть его невозможно, кожа лошади с поразительной точностью подёргивается именно в том месте, где оказался раздражитель, который лошадь и пытается согнать. Опять же можно повториться, что простым объяснением этому факту является сущность лошади как животного-жертвы – жизненно необходимо использовать все чувства, чтобы вовремя заметить опасность.

Хотя лошади могут и не обладать такой же чувствительностью копыт, как кончики пальцев у людей, как и многие другие животные, способны улавливать самые незначительные вибрации земли, предупреждающие о движении других животных или транспорта. Вибрации проходят через роговую стенку копыта, подошву и стрелку, затем по костям ног передаются в череп и регистрируются внутренним и средним ухом. Жёсткий грунт усиливает вибрации, тогда как мягкий грунт частично поглощает эти сигналы и делает их не столь отчетливыми.

Несмотря на то, что лошадиные копыта уступают рукам человека в ловкости, всё же копыта и передние ноги часто используются лошадьми для того, чтобы исследовать и опознавать объекты, находящиеся на земле. Это обычная практика для животных, которым приходится жить в постоянном страхе перед неизвестностью, так что для них было бы весьма неразумно опускать голову и знакомиться с неизвестным объектом с помощью губ до тех пор пока полностью не исключена возможность того, что объект может укусить или плюнуть (что, например, может сделать змея).

Обоняние и вкус

Чувство обоняния жизненно важно для лошади с самого момента её рождения. В естественном табуне для жеребёнка может оказаться трудной задачей определить, какая же из множества кобыл является его матерью. В этом случае ему приходится полагаться на природный инстинкт его матери и чувства обоняния, позволяющее ей признавать жеребёнка. Очень быстро он научится узнавать мать и других членов табуна при помощи феромонов (химическая секреция), которые индивидуальны, содержатся в моче и других выделениях, и проводятся через кожу. Часто лошади приветствуют друг друга, соприкасаясь ноздрями, втягивая и вдувая воздух друг в друга, также они могут лизать друг друга.

При встрече с любым новым объектом или животным последний анализируется обонятельно, чтобы определить, не таит ли он в себе угрозу. В сущности запахи, и приятные, и неприятные, являют собой мельчайшие частицы, которые оседают на влажных слизистых оболочках носовых проходов и рта и превращаются в сигналы к мозгу.

Как и многие другие животные лошадь метит территорию испражнениями и мочой, перебивают запах другой лошади.

Рассмотрев перечисленные различия между человеком и лошадью и сопутствующее им поведение, в заключение хочется сказать, что чтобы добиться от лошади необходимого поведения, необходимо знать, как нужно вести себя с ней. Парелли рекомендует прежде всего доказать ей, что Вы не так плохи как кажетесь, и не таите в себе угрозу. Когда лошадь примет ваше доказательство, она смягчится и расслабится, перестав видеть в вас хищника. После этого она поставит вас в свой табун и решит проверить, где вы находитесь иерархически. Чтобы наладить естественные отношения с лошадью, надо постараться сделать так, чтобы восприятие команд человека-партнера было для нее приоритетнее, чем восприятие чего-то пугающего. Разумный конник способен превратить способность лошади мгновенно удирать от страха в полезный импульс. Табунный инстинкт вполне можно превратить в желание сотрудничества с человеком. Необходимо добиться от лошади такого отношения, при котором она предпочтет находиться рядом с человеком, чем убежать в свою группу. Конечно, гораздо проще все это сказать, чем сделать. Но раз уж камень преткновения в различии способов мышления, которые стали следствием природного предназначение одного и другого биологического вида, то как разумному существ человеку вполне по силам взять на себя ответственность за анализ своего поведения в отношении лошади и исправление обнаруженных ошибок!

Общение лошадей с себе подобными и с себе противоположными.Лошади взаимодействуют между собой при помощи трех составляющих – уважения, импульса и гибкости. Философия Естественных отношений с лошадьми обращается как раз к этим трем составляющим. Упрощая таким образом лошадь до трех составляющих, Пат Парелли предлагает всегда искать корень возникающей проблемы в одной из этих трех систем.  «Уважение – это сбор ментальный. Импульс – это сбор эмоциональный. Гибкость – это сбор физический». Получается, что если лошадь не уважает своего человека, значит эмоционально она вне его контроля, а, следовательно она вовсе не обязана «делиться» с ним своим импульсом. Если ментально и эмоционально лошадь не сконцентрирована на человеке, другими словами, не собрана, то отсутствие первой составляющей ведет к отсутствию гибкости ума, а отсутствие второй – к нежеланию гибкости физической. Как это может проявляться? Например, человек садится на молодую лошадь, потому что первоначальная заездка – это его ремесло. При этом, он не придавал до этого значения тому, что у лошади есть три системы взаимодействия – уважение, импульс, гибкость – и не делал ничего для того, чтобы завоевать уважение лошади стоя с ней на равных на земле, т.к. для него главное выполнить свою работу и ему кажется самим собой разумеющимся то, что лошадь просто обязана его уважать и подчиняться. Итак, он садится на лошадь (если ему это, конечно, удалось без проблем, что вряд ли), и она начинает сопротивляться его присутствию на своей спине, сопротивляться его действиям, которые для нее совершенно непонятны, зато совершенно отчетливо ощущаются и воспринимаются как действия напавшего на нее хищника. Вполне естественная для нее реакция - начать убегать от опасности, дискомфорта и боли, либо начать драться с обидчиком, если бежать уже некуда. Поскольку мы уже говорили о том, что лошади – такие существа, которые сначала реагируют на угрозу, и только потом начинают осмысливать происходящее (когда убежали от опасности достаточно далеко и могут чувствовать себя в безопасности), то у лошади тут же включается этот инстинкт. Попросту говоря, мыслительный процесс лошади отключается, на первое место вырывается инстинкт самосохранения. Соответственно, об импульсе, как о контролируемой энергии продвижения вперед, производимой задними ногами речи не может быть вообще, т.к. вся энергия направлена на сопротивление. Таким образом, ментально и эмоционально лошадь вне контроля человека, что уж говорить о контроле над ее движениями? Начинается борьба.

Как правило, первая проблема – отсутствие уважения лошадью своего всадника – диагностируется совершенно правильно. Но решение этой проблемы начинается с борьбы с последствиями, с видимыми проявлениями, а видимые проявления – это невыполнение лошадью желаемых действий, и вместо этого сопротивление. Эмоциональное отсутствие лошади и ее эмоциональный дискомфорт игнорируются, т.к. даже не приходит в голову подумать об этом (помните как в анекдоте: «Что тут думать? Трясти надо!»). Вот и начинается подчинение и подавление лошадиного духа и индивидуальности выбиванием из нее «дури», попытки силой выбить из нее уважение, «признание того, кто тут главный, кто на ком ездит и т.д.»....ну сами знаете. Думаю, многие сталкивались. Хотя на самом деле корень проблемы начинается с того, что на земле лошадь сама по себе, человек сам по себе. На земле она незаметно начинает проверять своими способами, кто главнее (то на ногу наступит, то толкнет, то не подвинется, то....присмотритесь к лошадям ... Я думаю, этот список наблюдательный человек продолжит без труда), человек, не понимая лошадиного языка, позволяет ей потихоньку устанавливать иерархию по ее лошадиным правилам и понятиям. Большая ошибка – поощрение подобных действий от непонимания и попытки ее задобрить. Вот и выходит, что как только этот некто, который не был лидером на земле вдруг почему-то залезает лошади на спину и предъявляет ей непонятные требования, ведет себя при этом как хищник, который смог поймать свою добычу, лошадь не понимает, как так могло получиться. Возможно, многим молодым лошадям, которые никогда не чувствовали на своей спине человека, повезло, и первый опыт оказался не таким жестоким и травмирующим. Однако многие молодые лошади начинают ощущать на себе завышенные требования, которые они пока не в состоянии понять и выполнить, позже, когда первоначальное обучение форсируется и предпринимаются попытки работать «быстрее, выше, сильнее» тогда, когда лошадь к этому еще не готова. Однако, помимо проблемы уважения, здесь еще может возникнуть проблема неготовности лошади к предъявляемой ей нагрузке. За это полностью несет ответственность человек. Его требования и действия, безусловно, должны быть адекватны уровню ее физического развития. Это, кстати, еще один очень серьезный и глубокий вопрос, которому обязательно будет посвящен отдельный выпуск рассылки. Со взрослыми лошадьми отсутствие уважения с их стороны также проявляется в виде физических проблем. Например, для всадника очевидно, что он не справляется с лошадью, т.е. она для него становится неуправляемой. Считая, что проблема решается простым опусканием носа лошади вниз, он начинает прикреплять различные дополнительные приспособления к амуниции, менять мундштуки на более строгие, использовать дополнительные поводья, т.е. делает лошади искусственный сбор механическими приспособлениями. Вместо того, чтобы вступить с лошадью в диалог, человек с его прямолинейным мышлением желание-действие-результат вступает с ней в борьбу. Используя лошадиную логику мышления, то сначала завоевывается уважение лошади и ее импульс, а после этого проблем с физическим сбором не должно возникнуть вообще.

(по материалам Сайта компании EquiMagic, автор-переводчик Анна Кособокова.)